» » Почему японцы обожают наличные деньги

Деловые вести

Почему японцы обожают наличные деньги

Почему японцы обожают наличные деньги
Помню, как супермаркет в десяти минутах ходьбы от корпункта на юго-западе Токио в далекие годы моей первой командировки в Японию произвел потрясающее впечатление, — на фоне советской скудности он показался царством немыслимого изобилия с колбасами, свежим мясом, бананами и даже невиданными в СССР авокадо. Сейчас эта на самом деле достаточно скромная торговая точка уже не потрясает воображение. Магазин как магазин, обслуживающий не слишком богатую публику в тихом районе. Ассортимент в нем за прошедшие годы изменился мало, как и правила работы кассирш.

Я убедился в этом в очередной раз, когда при расплате протянул симпатичной девушке за кассовым аппаратом пластиковую карту.

— Нет, извините, — слегка виновато ответила она. — Мы не берем карты, принимаем только наличные.

Я дисциплинированно спрятал пластиковый прямоугольник в кошелек, нащупал там пару бумажек, несколько монеток и протянул их кассирше, которая уже упаковала мои покупки в пластиковый пакет. А я улыбался всю дорогу домой: сценка в супермаркете стала невольной и отличной иллюстрацией к только что прочитанному статистическому докладу, рассказывающему о невероятной привязанности японцев к наличным деньгам.

Соединенные Штаты считаются оплотом и глобальным примером безналичных розничных расчетов — но там на них приходится плюс-минус половина платежей. А вот в соседней с Японией Южной Корее карточками и прочими электронными штучками обеспечивается почти 90% покупок. Невероятно быстро в эту же сторону движется и Китай. Куда более консервативна зажиточная Германия, но и там карточки обеспечивают почти 40% бытовых платежей, а наличные медленно отступают.

Но японцы — настоящие консерваторы, они любят ощущение реальных денег в руках. Конечно, есть и милый фактор уклонения от налогов: в провинциальной гостинице, например, ловкий паренек на стойке как-то не взял у меня карточку, бодро заявив, что четверг у них — день наличных! Ну, как рыбный день в СССР.

На многих бензоколонках, особенно в глубинке, можно легко увидеть броские надписи: «Наличные особо приветствуются!» А в магазинах иной раз за наличные можно получить скидку, которую при расплате карточкой вам не сделают.

Финансовые власти слегка закрывают глаза на возможные шалости с легким уклонением от налогов. Более важным в Японии считается процветание мелкого и среднего бизнеса — могучей основы экономики страны — и вообще поощрение максимальной деловой активности. Кстати, владельцы мелких и средних компаний, как мне рассказывали знающие люди, часто предпочитают хранить немалые суммы в наличных у себя в домашних сейфах — чтобы не слишком привлекать к себе внимание банковскими счетами.

Короче, в Японии на карты и все виды электронных денег приходится меньше 20% всех расчетов за покупки. А это огромное бремя даже для могучей экономики страны: обслуживание операций в наличных обходится ежегодно в колоссальную сумму более $73 млрд. Эти деньги идут на оплату персонала для подсчета ассигнаций и монеток, на доставку денег, на инкассаторов и прочее. А человеческий труд в Японии очень дорог, и такие расходы, кстати, изнуряют все тот же драгоценный мелкий и средний бизнес.

Нынешней весной в Токио наконец-то спохватились и создали комитет — будут решать этот наболевший вопрос. Считать суммы расходов, выдавать мелким торговым предприятиям субсидии на новые кассовые аппараты, терминалы для карт и прочее переоснащение. Планируются прямые льготы за использование электронных денег.

К 2025 году решено довести розничные безналичные расчеты до 45%, примерно до американского уровня. Думаю, что упорные и старательные японцы этой цели достигнут, так что девушка из супермаркета, надеюсь, когда-нибудь не скажет мне «нет» в ответ на протянутую ей пластиковую карточку.




Похожие новости

Новости других разделов


Присоединяйтесь

Деньги — предельно обобщённая информация о продуктообмене.


Журналисты

Цитата

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его.

Л.Н. Толстой.