» » ЦБ предложил наказывать Мосбиржу за несоответствие бумаг уровню листинга

Новости финансов

ЦБ предложил наказывать Мосбиржу за несоответствие бумаг уровню листинга

ЦБ предложил наказывать Мосбиржу за несоответствие бумаг уровню листингаЦентробанк считает, что Мосбиржа должна нести ответственность в случае, если качество ценных бумаг не соответствует уровню их листинга. Ответственность может выражаться как в штрафах, так и в дисквалификации руководства

«Должна быть ответственность»

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов заявил о необходимости обсудить ответственность Московской биржи за несоответствие облигаций уровням листинга. «У Московской биржи должна быть ответственность. Если биржа декларирует некую сущность и инвестор полагается на нее, то она должна добросовестно выполнять свою работу по наполнению этой сущности. И если выявляются факты, когда практика отходит от того, что декларировано, и инвесторы несут потери, то нужно определиться, а в какой мере биржа несет ответственность», — заявил Швецов 21 июня на брифинге (цитата по ТАСС).

По словам первого зампреда ЦБ, ответственность может выражаться как в форме штрафов или других финансовых санкций, так и в форме дисквалификации руководства биржи.

Швецов привел в пример листинг облигаций. «Если биржа говорит — я включаю в первый список облигации с максимальным кредитным качеством, хорошим корпоративным управлением, с позицией руководства эмитента поддерживать кривую доходности, то, значит, в этот список должны попасть эти облигации. Если оказывается по факту, что в премиальный список с такими характеристиками попадают компании с плохими кредитным рейтингом и корпоративным управлением, то возникают проблемы с потерями инвесторов. За это биржа должна отвечать», — объяснил Швецов (цитата по «Интерфаксу»).

Причина ошибок, когда в премиальные котировальные списки попадают бумаги, не соответствующие высоким требованиям, лежит в основном в сфере конфликтов интересов, считает первый зампред. «Например, когда один и тот же член правления (биржи) отвечает и за бизнес, то есть привлечение эмитентов, и за листинг», — пояснил Швецов. В этом случае представитель биржи вынужден будет «привлечь побольше эмитентов и выполнить свой KPI на этот год, ему неважно, как будет чувствовать себя рынок через десять лет».

Сейчас на Московской бирже существует три уровня ценных бумаг — первый, второй (котировальные списки) и третий уровни (некотировальная часть списка). Критерием для включения в тот или иной уровень является доля бумаг в свободном обращении и качество корпоративного управления, например, для включения акций в высший уровень листинга эмитенты обязаны иметь не менее 20% независимых директоров в составе совета директоров, при этом их не может быть менее трех. Для облигаций критерии — отчетность по МСФО, кредитный рейтинг эмитента или его поручителя и объем эмиссии (не менее 2 млрд руб. для корпоративных облигаций).

Предложения о возможной реформе регулирования листинга опубликованы в докладе ЦБ «О концептуальных подходах к регулированию вопросов листинга и включения облигаций в котировальные списки». В нем Банк России, отмечая «развитие отечественной рейтинговой индустрии и планируемую реформу регулирования аудиторской индустрии», предлагает «переосмыслить подходы к регулированию вопросов листинга, в частности включения облигаций в котировальные списки». ЦБ указывает на «опыт развития зарубежных рынков капитала», а также «изменения в регулировании инвестирования средств институциональных инвесторов, связанные с переходом от использования котировальных списков бирж к наличию рейтинга определенного уровня для целей формирования активов». Таким образом, регулятор предлагает рынку обсудить целесообразность отказа от использования котировальных списков для облигаций.

Сейчас Банк России устанавливает общие требования к допуску ценных бумаг к торгам, а также критерии к допуску в котировальные списки первого и второго уровней. Биржам делегировано право устанавливать дополнительные требования к бумагам, включаемым в котировальные списки, а также принимать решение об их включении в некотировальную часть списка. Регулятор признает, что бывают случаи, когда биржа подходит к включению ценных бумаг в премиальный котировальный список формально, а из-за этого присутствие бумаги в списке первого уровня — это не гарантия «отсутствия у эмитента нарушений того или иного рода». В докладе ЦБ предлагается рассмотреть целесообразность делегирования биржам полномочий в части установления требований к допуску облигаций к торгам и включению их в котировальные списки.

Швецов в своем выступлении напомнил, что в 2014 году НФП, которые могли покупать только бумаги из высшего котировального списка, приобрели «то, что подоходнее, а то, что подоходнее, оказалось не то, что понадежнее». Как объясняет Швецов, система рейтингов тогда еще не была выстроена и фонды зря положились на критерий котировального списка номер один как достаточный, а не как необходимый.

Понижение уровня листинга сейчас — крайне негативный сигнал для держателей акций и облигаций, говорит управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Мирофанов. Во-первых, у институциональных инвесторов в таком случае могут закрыться лимиты на эмитента. Во-вторых, этому действию, скорее всего, будет предшествовать снижение кредитного рейтинга, и, значит, могут «поехать» ковенанты в кредитных договорах. Поэтому последствия — это массовая распродажа и связанные с этим потери, говорит аналитик. Хотя если речь идет про облигации, то даже серьезная отрицательная переоценка оставляет инвесторам шанс успешно погасить долг, поэтому вполне могут найтись желающие купить такую бумагу с новой привлекательной доходностью даже вне высшего списка, рассуждает Митрофанов.

Отказ ЦБ от использования критерия нахождения бумаги в котировальном листе для регуляторных целей будет соответствовать лучшим практикам, говорит аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. В последние десятилетия именно кредитные рейтинги используются регуляторами как инструмент оценки риска. Однако в России после введения санкций и закона о рейтинговых агентствах подобный механизм фактически перестал работать, указывает аналитик. Несвоевременно принятый и достаточно спорный закон переложил на Мосбиржу несвойственную подобным рыночным структурам ответственность, и нет ничего удивительного в том, что это привело к негативным последствиям, считает Нигматуллин. Сейчас ужесточение правил листинга уже не окажет большого влияния на рынок, однако накопленный ущерб остался, и он ощутимый, заключает эксперт.




Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Деньги — предельно обобщённая информация о продуктообмене.

Журналисты

Цитата

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его.

Л.Н. Толстой.