» » Русское поле: как ФИФА получила рекордную прибыль благодаря ЧМ в России

Бизнес

Русское поле: как ФИФА получила рекордную прибыль благодаря ЧМ в России

Русское поле: как ФИФА получила рекордную прибыль благодаря ЧМ в РоссииБлагодаря ЧМ — 2018 ФИФА получила рекордную выручку в размере $6,1 млрд. При этом основные расходы на проведение ЧМ — более $14 млрд — взял на себя российский оргкомитет. Как устроена экономика мировых первенств, разбирался

На чем зарабатывает ФИФА

На прошедшем в Москве 13 мая перед стартом ЧМ — 2018 очередном конгрессе ФИФА организация представила доклад о своих доходах и расходах за текущий бюджетный период и утвердила плановые показатели на следующую четырехлетку. По словам главы финансовой службы ФИФА Томаса Пейера, в 2015–2018 годах ФИФА заработала рекордные для себя $6,1 млрд — на 8% больше плановой суммы, зафиксированной в текущем бюджете, и на 6,7% больше, чем за период 2011–2014 годов.

За предыдущий четырехлетний цикл, который закончился чемпионатом мира — 2014 в Бразилии, выручка ФИФА составила $5,718 млрд, следует из отчетности федерации. При этом доходы непосредственно от ЧМ — 2014 составили $4,8 млрд, или 84% от всей суммы доходов за четыре года. Из финансовых документов ФИФА за 2016 и 2017 годы следовало, что в 2015–2018 годах организация ожидала снижения своих доходов относительно предыдущего периода до $5,656 млрд, но помогли новые инвесторы, которые и позволили достичь рекордной выручки. Доходы ФИФА растут не первый год — в 2007–2010 годах они, к примеру, составляли $4,189 млрд (из них $3,6 млрд — от проведения ЧМ — 2010 в ЮАР).

Основной объем выручки (82%) ФИФА зарабатывает благодаря продаже медийных прав на трансляцию игр своих турниров (53% доходов бюджета) и на продаже маркетинговых прав спонсорам и партнерам (29%). Остальные деньги приносят продажа лицензионных прав (7%), билетов и «пакетов гостеприимства» (сверхдорогих билетов на матчи в VIP и VVIP-ложи) (8%) и прочие доходы (3%).

По данным The New York Times, ссылающейся на внутренние документы ФИФА, в нынешнем бюджетном цикле организация смогла получить на $450 млн больше, чем было запланировано в бюджете, благодаря нескольким крупным контрактам, заключенным с новыми партнерами незадолго до ЧМ — 2018. Основной вклад в дополнительный доход ФИФА внесли китайские компании. В 2016 году глобальным партнером ФИФА стала Wanda Group (специализируется в девелопменте, ретейле, логистике и т.д.), подписавшая контракт до 2030 года.

Спонсорами ФИФА в статусе «партнер чемпионата мира по футболу» стали также компании Hisense (производитель электроники), Mengniu (производитель молочных продуктов) и Vivo (производитель смартфонов). Договоры с ними были заключены в 2017 году и действуют до окончания ЧМ — 2018. NYT оценивает их вклад в выручку ФИФА в $200 млн.

При этом с момента выбора России в качестве страны — хозяйки ЧМ — 2018 в 2011 году спонсорский контракт с ФИФА не подписала ни одна новая компания, представляющая Западную Европу или Северную Америку. Нынешние западные спонсоры: Coca-Cola, Adidas, Bud, Visa, McDonalds — имели долгосрочные действующие контракты c ФИФА. В 2015 году эти компании пригрозили разрывом контрактов с ФИФА, потребовав отставки главы ассоциации Йозефа Блаттера, оказавшегося в центре коррупционного скандала. В том же году Блаттер был отправлен в отставку и отстранен от любой футбольной деятельности на восемь лет.

Другой крупной статьей бюджета, увеличившей доходы ФИФА за последние четыре года, стала продажа лицензионных прав. Доходы от продажи лицензии ФИФА выросли с $50 млн за предыдущий период до $160 млн благодаря подписанию контракта с EA Sports — разработчиком популярных киберспортивных игр. В рамках контракта EA Sports выступила организатором ФИФА eWorld Cup 2018 — глобального чемпионата мира по киберфутболу, финал которого пройдет в августе 2018 года.

Около трети из заработанных за четыре года денег ФИФА традиционно тратит непосредственно на проведение чемпионата мира. Траты организации на ЧМ — 2018 составляют $1,948 млрд. Существенная часть этой суммы, $627 млн (32%), будет выплачена российскому оргкомитету в качестве частичной компенсации понесенных затрат. Вторая крупная статья расходов — $400 млн — призовые командам-участницам, которые будут распределены в зависимости от достигнутых результатов. Так, чемпион мира получит от ФИФА $38 млн. Сборная России, дошедшая до четвертьфинала, получит $16 млн призовых. Остальные траты ФИФА включают в себя оплату телевизионного производства, выплаты судьям, разработки ИТ-решений, оплату страховки чемпионата и т.д.

Вклад ФИФА в организацию остальных 15 соревнований, которые проходят под эгидой ФИФА в четырехлетний срок (детские, женские, киберспортивные и др.), составляет лишь $600 млн за бюджетный цикл.

Среди трат ФИФА, не имеющих прямого отношения к организации соревнований, — инвестиции в образовательные программы и развитие футбола по всему миру. По этой статье проходят ежегодные целевые выплаты национальным федерациям футбола, обучающие семинары для тренеров и рефери, строительство Музея мирового футбола и т.д. В 2015–2018 годах на эти цели ФИФА потратила $1,65 млрд. Почти $1 млрд ($891 млн) идет на оплату офиса, зарплаты, поездок по всему миру для футбольных чиновников и т.д.

Всего за период 2015–2018 годов ФИФА потратила в общей сложности $5,556 млрд, что позволило ей зафиксировать прибыль за четырехлетний период $544 млн — рекордную в истории организации.

Россия потратила на организацию чемпионата мира по футболу намного больше ФИФА. Итоговая сумма на подготовку к ЧМ, обозначенная в принятой правительством федеральной госпрограмме по подготовке к проведению ЧМ — 2018 в России, составила 679 млрд руб., то есть почти $11 млрд по нынешнему курсу. При этом дополнительные 850 млн руб. были выделены уже после старта мирового первенства. По данным источника в оргкомитете ЧМ, эти деньги были выделены в последний момент из-за дополнительных пожеланий ФИФА к инфраструктуре новых стадионов, в том числе к оборудованию VIP-лож.

Основные расходы — 551,93 млрд руб. (81,4%) — были связаны со строительством стадионов и тренировочных полей к ЧМ. Семь из 12 стадионов, принимавших игры ЧМ — 2018, были построены с нуля на средства федерального бюджета. Также были построены 92 тренировочных поля. Суммарно их строительство обошлось бюджету в 150 млрд руб.

На строительство транспортной инфраструктуры в программе было заложено 352,5 млрд руб., из которых 170,3 млрд — средства федерального бюджета. В этой части больше всего было потрачено на строительство и реконструкцию аэропортовых комплексов. Так, в Ростове был построен новый аэропорт Платов. Стоимость строительства составила 37 млрд руб., из которых 19 млрд инвестировала компания «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. В других городах ЧМ появились новые терминалы действующих аэропортов и обновлены взлетно-посадочные полосы.

Часть расходов на подготовку к чемпионату мира взяли на себя регионы. В основном их траты были связаны с ремонтом фасадов, дорог, пешеходных зон, систем канализации, закупкой новых автобусов, машин скорой помощи и т.д. Кроме того, средства были направлены на «повышение туристической привлекательности региона». Наиболее масштабные региональные программы к ЧМ — 2018 были реализованы в Москве и Санкт-Петербурге, где к ЧМ — 2018 были построены развязки, мосты и новые станции метро.

По подсчетам , совокупный вклад регионов сверх прописанного в федеральной программе составил 205 млрд руб. Общие расходы России на проведение ЧМ — 2018 в России составили 884 млрд руб. ($14,2 млрд).

Общая политика ФИФА — расширять географию чемпионатов мира, и с учетом предстоящего увеличения числа участников финальной стадии до 48 команд (с 32) проведение турнира становится




Похожие новости

Новости других разделов


Присоединяйтесь

Деньги — предельно обобщённая информация о продуктообмене.


Журналисты

Цитата

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его.

Л.Н. Толстой.