» » Сердюков — РБК: «10–15 лет назад такого и во сне нельзя было представить»

Политика

Сердюков — РБК: «10–15 лет назад такого и во сне нельзя было представить»

Сердюков — : «10–15 лет назад такого и во сне нельзя было представить»Глава авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков в интервью впервые рассказал о своей работе в госкорпорации, стратегии объединения авиастроения в одном концерне и опыте, вынесенном производителями из сирийской кампании

Анатолий Сердюков возглавляет авиационный кластер госкорпорации «Ростех», в который входят предприятия с десятками тысяч сотрудников и оборотом более 0,5 трлн руб., с момента его создания. После анонсированного присоединения к кластеру Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) под руководством Сердюкова окажется фактически весь российский авиапром.

В интервью он рассказал, как будет осуществляться присоединение к кластеру ОАК, как продвигается реализация российско-китайского проекта тяжелого вертолета и какие новинки «Ростех» приготовил к форуму «Армия — 2018».

— Глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил о планах создания внутри госкорпорации единого авиаконцерна по примеру Airbus, в который войдет ОАК. Не могли бы вы пояснить, как это будет происходить?

— Как это будет происходить, решит государство. Обычная процедура в подобных случаях (так было, например, при вхождении в Ростех УВЗ) — передача акций в виде имущественного взноса Российской Федерации. При этом сливать ОАК с другими холдингами или соединять юридически, менять ее правовую форму никто не собирается. Конструкция получается слишком громоздкая. С точки зрения акционерного капитала сейчас это реализовать очень сложно.

ОАК в этом случае войдет в «Ростех», но не будет сливаться с «Вертолетами России» или какими-либо другими холдингами. Она будет отдельной холдинговой компанией, как все остальные: ОДК, КРЭТ или «Вертолеты России».

Возможно, в будущем мы и придем к этому, но сначала надо будет очень серьезно поработать в обоих холдингах, прежде всего в ОАК. Оптимизировать их, произвести перенастройку.

— Какие задачи станут первоочередными для нового концерна?

— Первая идея — это, конечно, собрать воедино производителей авиатехники и комплектующих. Необходимо посмотреть и понять загрузку предприятий ОАК и наших предприятий: где есть дублирование, какие звенья можно убрать, где надо друг друга дополнить, какие площадки следует перенести или объединить, как выстроить работу с поставщиками в едином ключе.

Следующим шагом стратегию авиационного кластера «Ростеха» надо интегрировать в стратегию ОАК. Необходимо решить, каким образом мы будем формировать рынок, как внутренний, так и внешний. Но для начала должно появиться решение правительства о передаче ОАК в контур «Ростеха» — напомню, его пока нет.

— Когда ОАК перейдет под управление «Ростеха», будете ли вы проводить кадровые перестановки?

— Я с 2015 года возглавляю авиационный кластер госкорпорации и пока из менеджмента никого не уволил. Моя задача — как раз наоборот, этот менеджмент заставить работать. Это нужно в первую очередь «Ростеху».

— Правда ли, что у «Ростеха» есть некая конкуренция с предприятиями Роскосмоса?

— Да, это так. Двигатели для первой и второй ступеней ракеты «Союз» делает ОДК, а для третьей — КБХА. Вопрос в том, что ни они, ни мы до конца не загружены. Эту задачу, конечно, хотелось бы решить.

— Планируете ли вы обсудить этот вопрос с руководством Роскосмоса?

— У нас есть мысли на этот счет, готовы к обсуждению. Ждем встречных инициатив Роскосмоса.

— Была информация, что Минобороны пришлось сократить количество закупаемых вертолетов в рамках новой госпрограммы вооружений из-за отсутствия двигателей. Это правда?

— Никаких сложностей с двигателями у нас нет. К примеру, двигатель для вертолетов ВК — 2500 мы выпускаем в плановом объеме, проблем нет.

— А как идет работа с двигателем ПД — 12В для Ми — 26?

— Опытно-конструкторская работа продолжается по плану. В 2017 году ОДК завершила этап эскизного проектирования. Уже определен конструктивный облик силовой установки и основные параметры, проведена интеграция с вертолетом. Изготовление и испытание первого опытного образца запланировано на 2020 год. Присвоение литеры О1 (опытный образец, готовый к передаче в серийное производство. ) — на 2025 год.

Эта часть большой работы, в рамках которой «Ростех» прорабатывает целую линейку двигателей, чтобы закрыть спрос нашей авиационной промышленности на силовые установки. Об итогах этой работы буду готов рассказать осенью, когда мы поймем, что нам действительно по силам — по деньгам и по времени, по срокам.

— «Ростех» анонсировал контракт с Китаем по созданию тяжелого вертолета нового поколения AHL (Advanced Heavy Lift) на базе Ми — 26 в июне-июле этого года. Контракт уже подписан?

— Пока нет, продолжаются переговоры. Ожидаем в ближайшее время.

— А как китайская сторона объясняет, почему затягивается подписание?

— Никак не объясняет. Контракт сложный, диалог еще не закончен.

— Не помешают ли скандалы и конфликты вокруг украинского производителя авиадвигателей «Мотор-Сич» участию России в проекте AHL?

— Думаю, что проблемы «Мотор Сич» нам никаким образом не помешают. Потому что двигатель — это только часть вертолета. За основную конструкцию отвечаем мы. Вообще в больших вертолетах самое сложное даже не столько двигатель, сколько редуктор и общая конструкция.

— Если Украина выйдет из проекта AHL, готовы ли мы прямо сейчас предложить свой двигатель?

— Если будет объем [заказа] и если будет понятная цена, то да, мы готовы.

— За какую цену вы готовы были бы такой двигатель сделать для китайцев?

— Самое главное — это, конечно, объем. Если мы будем понимать объем, наше присутствие, капитализацию. Это достаточно сложная история. Но у меня есть ощущение, что китайцы будут больше заинтересованы в работе с нами, чем с украинцами.

— Почему?

— Потому что на Украине политическая ситуация не стабильная, как в России. Кроме того, с нами китайцы работают достаточно давно и успешно — в том числе и на длинных проектах.

— Россия уже предлагала сделать двигатели для этого проекта, но китайцы отказались, предпочтя украинские.

— Время, конечно, покажет. Но мы готовы. Если по самолетному двигателю проблем вообще никаких нет, то почему у нас будут проблемы с вертолетным двигателем? Головным разработчиком в этом проекте является китайская сторона, и им принимать решение, какой двигатель будет стоять на вертолете. Но я точно знаю, что если «Ростех» делал бы двигатель для AHL, то он получился бы гораздо современнее и экономичнее, чем тот, который есть сейчас у «Мотор Сич».

— Что можно нового сейчас раскрыть про перспективный вертолетный двигатель, разработку которого анонсировали в ОДК?

— Безусловно, там задействован наш предыдущий опыт, в том числе по истребителю пятого поколения. Будут использованы современные технологии, включая трехмерную печать. Надо учитывать, что силовая установка для вертолета нового поколения будет иметь принципиальные отличия, чтобы обеспечить совсем другую мощность, скорость, надежность, тепловую заметность. Поэтому идет поиск новых




Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Деньги — предельно обобщённая информация о продуктообмене.

Журналисты

Цитата

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его.

Л.Н. Толстой.