» » Минэкономразвития предложило изменить схему финансирования Корпорации МСП

Экономика

Минэкономразвития предложило изменить схему финансирования Корпорации МСП

Минэкономразвития предложило изменить схему финансирования Корпорации МСПМинэкономразвития предлагает по-новому финансировать корпорацию по поддержке малого бизнеса — вместо прямой докапитализации из бюджета планируется субсидировать потери по проблемным кредитам

В правительстве обсуждается новый подход к финансированию Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) — одного из крупнейших институтов развития, через который государство реализует программы поддержки малых предприятий.

Минэкономразвития предлагает заменить прямую докапитализацию Корпорации МСП на субсидирование потерь по дефолтным кредитам малым предприятиям, рассказали два участника обсуждений в правительстве и подтвердил федеральный чиновник: такой механизм должен сократить бюджетные расходы на финансирование корпорации и увеличить объем гарантий по кредитам малому бизнесу. Инициатива будет оформлена как часть национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который является частью майского указа президента Владимира Путина.

Пресс-служба Минэкономразвития в ответ на запрос сообщила, что этот вопрос находится «в стадии проработки». Представители Корпорации МСП, ВЭБа, Минфина и Центробанка не ответили на запросы.

По итогам прошлого года Корпорация МСП предоставила 3,3 тыс. гарантий и поручительств на общую сумму 86,7 млрд руб., что позволило 1022 малым и средним предприятиям привлечь займы на 97,6 млрд руб., говорится в материалах к нацпроекту по малому бизнесу, с которыми ознакомился . «При этом общий портфель кредитов, выданных МСП в 2017 году, составил 5984,5 млрд руб. (таким образом, портфель кредитов, обеспеченных гарантиями и поручительствами АО «Корпорация МСП» составляет 1,6% от общего портфеля кредитов МСП)», — отмечается в документе.

Субсидировать предлагается риски по факту уже произошедших дефолтов — таким образом, субсидия будет покрывать убытки. Как пояснил вице-президент Тендер-банка Александр Карпов, участвовавший в подготовке предложений к нацпроекту в качестве привлеченного эксперта, сформированный капитал корпорации достаточен для обеспечения ее текущей деятельности и сохранения финансовой стабильности. Новая модель гарантийной поддержки предусматривает выплаты по дефолтам постфактум, добавляет он: «В случае если корпорация выдала гарантию под кредит, а заемщик перестал его выплачивать, субсидия будет компенсировать эти потери. Подобная модель уже показала свою эффективность в европейских странах и США».

Объемы гарантийной поддержки будут расширены за счет «мультипликативного эффекта». «Если сейчас они к капиталу применяют мультипликатор и только по этому объему выдают гарантии, то субсидия дает возможность установить лимит на год и в рамках этого лимита выдавать гарантии. Причем доля таких кредитов, обеспеченных гарантиями корпорации, должна стремиться к 10% в общем портфеле кредитов МСП», — объясняет еще один собеседник логику механизма.

Как говорит один из источников , расходы на финансирование корпорации снизятся, но в целом будут растянуты по времени. В 2019 году планировалось докапитализировать корпорацию на 20 млрд руб. по нынешней схеме, а при переходе к субсидированию по дефолтам эта сумма сократится до порядка 3–5 млрд руб. в год в следующие шесть лет. «Уменьшив затраты бюджета, такой подход кратно увеличит объемы прогарантированных кредитов МСП», — объясняет он.

Рассчитывать объем ежегодной субсидии предлагается исходя из прогноза ЦБ по объему портфеля кредитов МСП на будущий год и планируемого ежегодного лимита корпорации на выдачу гарантий и поручительств (с учетом доли обеспеченных кредитов на уровне 10%), следует из материалов к нацпроекту. Прогнозировать возможные потери по кредитам планируется на основании статистики ЦБ по рынку в целом и данных по портфелю корпорации.

«Оба механизма [финансирования корпорации] имеют право на существование. Вопрос — в том результате, который ожидается от бюджетных расходов. Когда бюджет инвестирует денежные средства в капитал корпорации, создается актив, который будет являться источником компенсаций убытков от дефолтов по кредитам малому бизнесу. Когда мы субсидируем эти же расходы, экономический смысл не меняется, при этом расходы бюджета становятся на порядок меньше. Одни и те же условные 100 руб. расходов в первом случае создают 10 руб. добавленной стоимости, во втором случае бюджетный эффект составит 1 тыс. руб.», — говорит Карпов из Тендер-банка.

Впрочем, объем кредитно-финансовой поддержки субъектов МСП слишком мал, а ставка ЦБ высокая, поэтому замена механизма финансирования не окажет значимого влияния на условия на рынке кредитования малых компаний, полагает научный руководитель Лаборатории исследований предпринимательства Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Чепуренко. В США поддержка малого бизнеса, например, может осуществляться через выпуск ценных бумаг, но в России не настолько развит финансовый рынок, а субъекты МСП в основном не являются акционерными обществами, добавляет он. «На мой взгляд, финансово-кредитная поддержка МСП на сегодняшний день является достаточно малоэффективной мерой, как бы мы ее ни организовывали», — считает Чепуренко. Продуктивнее будут меры, связанные с обучением предпринимателей, облегчением их доступа к инфраструктуре и поддержкой кооперации субъектов МСП, заключает эксперт.




Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Деньги — предельно обобщённая информация о продуктообмене.

Журналисты

Цитата

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его.

Л.Н. Толстой.