» » Эксперты назвали угрозой для НАТО закупку Турцией российских С-400

Политика

Эксперты назвали угрозой для НАТО закупку Турцией российских С-400

Эксперты назвали угрозой для НАТО закупку Турцией российских С-400Развертывание российских комплексов С — 400 в Турции несет угрозу для безопасности НАТО, утверждают аналитики турецкого центра EDAM. Высока вероятность отказа Анкары от закупки у Москвы этих систем ПВО, говорят эксперты

Угроза для НАТО

Развертывание в Турции российских комплексов противовоздушной обороны (ПВО) С — 400 может нести в себе риски безопасности НАТО. Об этом говорится в докладе экспертов Стамбульского независимого аналитического центра исследований экономики и внешней политики (EDAM) — ученого Джана Касапоглу и бывшего турецкого дипломата Синана Ульгена. EDAM — один из самых влиятельных центров в Турции, в мировом рейтинге «мозговых центров» по вопросам безопасности Университета Пенсильвании от 2017 года он занял 18-е место.

По словам Касапоглу и Ульгена, «даже если С — 400 не будет интегрирован с другими системами, в нем все равно есть уязвимости, позволяющие изучать важную оперативную информацию и радиоэлектронные сигнатуры самолетов и передавать их российской военной разведке». C — 400 оснащен интерфейсом и программным обеспечением для «обмена информацией с командными пунктами и другими системами управления боем, а также с радарными комплексами», уточняют эксперты EDAM: «Это повышает риски <...> несанкционированного трансфера данных с турецкой воздушной и оборонной инфраструктуры».

Дополнительную угрозу несет в себе одновременное использование Турцией комплексов С — 400 и истребителей F — 35, которые Анкара надеется закупить у США. Как напомнили Касапоглу и Ульген, турецкая структура, отвечающая за госзакупки вооружений (SSM), уже объявила о планах интегрировать F — 35 в информационную систему воздушных сил (HvBS). Но «вероятная стыковка С — 400 с этой системой или возможность проникновения в эту систему представляет риски для безопасности F — 35» и тех данных, которые собирают истребители этой модели. А учитывая, что F — 35 Турции будут связаны с другими истребителями союзников этой модели, взлом единой системы «предоставит Москве важную информацию о расположении и статусе каждого F — 35 в мире», пишут аналитики.

Актуальность таких опасений подтвердил аналитик американской компании Teal Group Corporation Джоэл Джонсон. «США едва ли понравится положение дел, при котором турецкие F — 35 будут летать в зоне работы турецкой С — 400, что позволит российским специалистам получать информацию, как защищаться от этой модели истребителей», — пояснил он.

В ноябре прошлого года представитель ВВС США Хайди Грант говорила о недопустимости стыковки С — 400 с инфраструктурой НАТО. Позднее беспокойство по поводу сделки Анкары и Москвы выразили в конгрессе. Закон о бюджете Пентагона на 2019 финансовый год (NDAA) предписал министру обороны в течение 90 дней после вступление NDAA в силу предоставить конгрессу доклад о том, может ли покупка Турцией С — 400 стать риском для поставки Анкаре американских вооружений, включая самолеты F — 35 и F — 16. До этого момента их продажа Анкаре может быть заморожена.

Теоретически риски одновременной эксплуатации C — 400 и F — 35 можно снизить, если использовать их автономно, то есть без связи с другими устройствами, пишут Касапоглу и Ульген. Но и в этом случае Анкара столкнется с проблемами. Прежде всего отказ включать истребители F — 35 в общую систему обмена данными негативно отразится на их эффективности. «F — 35 рассчитаны в первую очередь не для воздушного боя во вражеском авиапространстве, а для координации боевых действий», — поясняют эксперты. Поэтому, делают выводы они, необходимо, чтобы истребители были интегрированы с другими военными объектами для предоставления данных об обстановке на поле боя.

Сомнительной экспертам EDAM представляется и перспектива автономного использования комплексов С — 400. Они отмечают: современные комплексы ПРО ориентированы на их использование в формате «сетецентрических войн», что предполагает объединение разных боевых единиц в единую коммуникационную сеть. «При отсутствии такого сетевого взаимодействия шансы успешного перехвата (вражеской ракеты. — ) достаточно низки», — пишут Касапоглу и Ульген. При этом стыковка С — 400 исключительно с турецкой инфраструктурой не сможет обеспечить ту же эффективность при перехвате вражеских ракет, которую смогла бы обеспечить инфраструктура НАТО, убеждены аналитики.

Еще одна трудность — невозможность совместного использования С — 400 с системами ПВО НАТО, отмечает Джонсон. «Чтобы добиться такой совместимости, требуется либо согласие западных специалистов предоставить исходный код своих систем россиянам, либо согласие россиян предоставить исходный код к С — 400, — рассуждает он. — Вероятность, что какой-то из этих сценариев воплотится в жизнь, крайне мала».

В Анкаре настаивают, что не станут отказываться от закупок С — 400. Как заявил в июле глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, Турция нуждается в ПРО для обеспечения своей безопасности, однако западные союзники никаких вариантов ему не предложили. «В течение последних десяти лет мы хотели купить (противоракетные комплексы. — ), но у нас ничего не получилось <...>. Cейчас мы решили заключить сделку с Россией», — сказал он, добавив, что С — 400 не представляют угроз военному альянсу. В июле Госдепартамент подтвердил, что обсуждает с Анкарой возможность поставок комплексов ПВО Patriot вместо С — 400. Однако, по данным турецкого издания Daily Sabah, камнем преткновения в переговорах стал отказ передавать Турции технологий Patriot. Москва относится к вопросу передачи технологий проще. В июле президент России Владимир Путин объявил об отсутствии со стороны Москвы военно-политических ограничений для совместного с Турцией производства систем С — 400 или передачи соответствующих технологий (цитаты по ТАСС).

Анкара действительно испытывает острую необходимость укрепить свою безопасность, учитывая наращивание ее соседями ракетного потенциала, констатируют Касапоглу и Ульген. Турция уязвима для ракетных атак соперников в регионе по ее населенным центрам и объектам инфраструктуры, утверждают они. «Если одна из сторон конфликта (в нашем случае речь может идти о конфликте Турции с Сирией или Ираном) не располагает наступательным (например, баллистическими ракетами) или хотя бы оборонительным (интегрированные системы противоракетной обороны) потенциалом в сфере стратегических вооружений, то она не сможет контролировать ход войны, даже если располагает общим военным преимуществом», — считают они. В числе факторов, представляющих угрозу Турции, эксперты EDAM назвали получение Арменией у Москвы оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», а также наращивание ракетного потенциала России в Сирии и Крыму.

В конечном счете Турции едва ли удастся приобрести С — 400, не столкнувшись при этом с американскими санкциями и не лишившись возможности закупить у США F — 35, резюмируют Касапоглу и Ульген. «Или США должны быть убеждены, что поставки F — 35 в страну, где действуют российские С — 400, не представляет никакой угрозы для платформ НАТО <...>, или Турция должна отказаться от покупок С — 400», — пишут они. Аналитики предупреждают: нарастание противоречий вокруг поставок С — 400 чревато «серьезным уроном альянсу НАТО и, как следствие, всей системе трансатлантической безопасности».

Джонсон назвал два варианта выхода из сложившейся ситуации. «Первый сценарий: Турция отказывается от




Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Деньги — предельно обобщённая информация о продуктообмене.

Журналисты

Цитата

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его.

Л.Н. Толстой.