» » Курируемое Сурковым управление Кремля покинут до половины сотрудников

Политика

Курируемое Сурковым управление Кремля покинут до половины сотрудников

Курируемое Сурковым управление Кремля покинут до половины сотрудниковКремлевское управление по сотрудничеству с СНГ покинут до половины сотрудников, в том числе, возможно, куратор республик Донбасса. Эксперты говорят о потере эффективности работы в этих республиках, где в ноябре пройдут выборы

Чемоданные настроения

2 октября президент России Владимир Путин подписал указ о преобразовании управления президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами — участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетией в управление по приграничному сотрудничеству. Согласно указу, главой управления останется Олег Говорун, на составление нового штатного расписания отведен месяц, а само преобразование осуществлено «в целях совершенствования деятельности администрации президента».

Все сотрудники управления, в котором работают несколько десятков человек, были уведомлены о выводе за штат, а многим из них — около половины — устно сообщили о необходимости искать новую работу, рассказал близкий к Кремлю собеседник. Эту информацию подтвердили три источника, знакомых с перестановками в администрации президента.

Покинуть управление может и заместитель Говоруна Максим Поляков, курирующий самопровозглашенные республики, рассказали два источника, близких к Кремлю.

«После объявления о реорганизации начальство объяснило, что будут существенные сокращения: с теми, кто точно уходит, разговаривали лично о поиске дальнейшей работы, — рассказал один из источников . — Одна из причин — урезание финансирования. Кроме того, еще в июне на рабочих совещаниях говорилось, что работа в прежнем формате неэффективна и ее форматы будут существенно пересматриваться».

Реорганизация закончится 3 ноября. Один из близких к Кремлю собеседников уточнил, что массовые сокращения значительно усложнят работу кремлевских кураторов с самопровозглашенными республиками Донбасса. В Донецкой и Луганской народных республиках выборы глав и депутатов назначены на 11 ноября. «Таким образом выборы 11 ноября в Донбассе фактически пройдут без участия сотрудников управления, — отметил один из источников . — Люди уже выведены за штат, половина сидят на чемоданах, и управление, по сути, не контролирует эти выборы и политические процессы в республиках. Возникает вопрос, кто тогда этим занимается».

В мае, после выборов президента России, пять источников сообщали о скорой возможной отставке помощника президента Владислава Суркова, которому подотчетно управление Говоруна. Стратегия на украинском направлении зашла в тупик, минские соглашения не исполняются, а у самого Суркова непростые отношения с разными ведомствами, в том числе с Пятой службой ФСБ России, которая отвечает за контрразведку на территориях Донецкой и Луганской народных республик. Все эти факторы источники перечисляли среди возможных аргументов в пользу отставки.

«Ситуация в республиках не улучшается, но такую фигуру, как Владислав Сурков, нельзя так просто уволить, поэтому через урезание ресурсов управления его фактически «мягко понизили», — резюмировал один из близких к Кремлю источников .

Другие причины реорганизации управления указывал директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Он отказался комментировать ситуацию, сославшись на то, что все сказал в интервью ТАСС 3 октября, на следующий день после выхода указа президента. Реорганизация управления произошла по инициативе самого Суркова, объяснял тогда Чеснаков. Он называл «странными» выводы украинских СМИ об «аппаратном ослаблении Суркова» и лишении кураторства над СНГ. Перестановки в управлении он связывал с тем, что помощник президента решился на аппаратный маневр с изменением структуры и переназначением сотрудников, будучи уверенным в своих позициях, поддержке президента и руководителя администрации.

До момента назначения Суркова в 2013 году помощником президента управление по сотрудничеству с СНГ занималось исключительно Абхазией и Южной Осетией. Как помощник президента, Сурков расширил функции управления постоянной работой с Украиной, ДНР, ЛНР.

Чеснаков называл три причины реформы управления. Это расширение Сурковым сферы деятельности и включения в понятие «приграничное сотрудничество» работы, связанной с геополитическими амбициями России, в том числе и за пределами СНГ, во-первых. Во-вторых, нормализация ситуации в Южной Осетии, Абхазии, а также «рутинизация» минского процесса, процессов государственного строительства и гуманитарной деятельности в ДНР и ЛНР. Третья причина — сокращение прежнего длинного названия управления. Эксперт отмечал, что «небольшая часть сотрудников покинут управление, но не потому, что плохо работали, а потому, что их на этом направлении больше, чем нужно на данном этапе», и освободившиеся вакансии со временем будут заполнены новыми специалистами для работы на новых направлениях.

Источник добавляет, что по линии администрации президента фактически не ведется работа по привлечению иностранных наблюдателей на выборы в самопровозглашенные республики.

Кроме того, избирательную кампанию главы ДНР ведут политтехнологи, не связанные с администрацией президента, но на местах представляющиеся кураторами от Старой площади. «Новая газета» сообщала, что в ДНР работают политтехнологи с позывными Чайка и Патриот, а также Денис Лотов и София (издание не указывало фамилию, источник называет ее Лазо). Все они на встречах с донецкими политиками говорили об их связях с администрацией президента России, что, по словам источников «Новой газеты» и , действительности не соответствует.

На выборах в Донбассе не нужны тонкие политически ходы и комбинации, поэтому в Москве идут по самому простому пути, считает политолог Алексей Макаркин. Он видит взаимосвязь с показательным устранением политической конкуренции на выборах в ДНР и сокращением в управлении, курируемом Сурковым. «Для властей в Донбассе неприемлема фрагментация поля, реальная политическая борьба. Если на российских выборах есть процедуры, которым уделяется большее внимание, чтобы народ не вышел на протесты, то на прифронтовой территории выход на улицы в лучшем случае рассматривается как несознательное пособничество врагу, — поясняет политолог. — Поэтому создавать политические схемы, коалиции, компромиссы — это из другой жизни, и в нынешнем виде подотчетное Суркову управление не нужно».

Макаркин полагает, что для проведения формальных избирательных кампаний нужен минимум политических администраторов: «Тем более что в Донбассе нет «генерал-губернатора» и единого центра контроля. Частью процессов занимается российское правительство, частью — силовики, поэтому для управления достаточно простых механизмов при минимизации политической составляющей».

Политолог Валерий Соловей связывает реорганизацию управления по сотрудничеству со странами СНГ скорее с изменением баланса сил в самой администрации президента, а не с изменением политики России в отношении Донбасса. Он указывает, что риск потери управляемости в республиках при ослаблении Суркова компенсирует влияние там российских спецслужб, в том числе ФСБ.

Трактовать реорганизацию управления как ослабление позиций Суркова как минимум легкомысленно и преждевременно, считает близкий к Кремлю политолог Вадим Самодуров. Он уверен, что никто из имеющихся игроков не в состоянии заменить собой Суркова на тех направлениях, которые он курировал, в частности донбасском.

«С другой стороны, те форматы и методы работы, в рамках которых велась работа по направлению ДНР и ЛНР, стали терять эффективность, «заваливаться». Это стало понятно не сейчас. По сути, реорганизация управления началась еще весной—летом этого год




Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Деньги — предельно обобщённая информация о продуктообмене.

Журналисты

Цитата

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его.

Л.Н. Толстой.