» » В Госдуме предложили создавать «бюджеты развития» в регионах

Экономика

В Госдуме предложили создавать «бюджеты развития» в регионах

В Госдуме предложили создавать «бюджеты развития» в регионахВ регионах необходимо создавать отдельные «бюджеты развития» для финансирования инвестиций, считает думский комитет по федеративному устройству. Но непонятно, чем их наполнять, предупреждают экономисты

Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предложил создать в регионах «бюджеты развития» по аналогии с резервными и дорожными фондами. Идея предусмотреть такую возможность в Бюджетном кодексе содержится в отзыве (.doc) комитета на проект федерального бюджета на следующую трехлетку.

Власти регионов тратят недостаточно средств на социально-экономическое развитие, говорится в документе: расходы консолидированных бюджетов субъектов на капитальные вложения, по оценке Счетной палаты, составили всего 12,3% в 2017 году. В частности, основную долю расходов местных бюджетов, по информации Минфина, в 2017 году составили траты на госуправление, образование, ЖКХ, культуру, СМИ, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, а также на межбюджетные трансферты и обслуживание муниципального долга.

«Формирование региональных и местных бюджетов и обеспечение их сбалансированности только по принципу приоритетности финансирования расходов для обеспечения жизненно важных [услуг] населению не может служить основой для перспективного социально-экономического развития», — подчеркивают парламентарии в отзыве.

В «бюджетах развития», которые они предлагают создать, должны быть указаны доходы и расходы на финансирование инвестиционных и капитальных проектов в соответствии со стратегиями развития регионов. По идее депутатов, пополняться новые фонды будут за счет собственных доходов регионов и муниципалитетов (то есть не за счет субсидий из федерального центра). Минфин не ответил на запрос .

Конкретных доходов, за счет которых должны формироваться «бюджеты развития» регионов, депутаты не приводят, они лишь призывают к сокращению неэффективных налоговых льгот и предлагают ввести мораторий на введение новых преференций.

В отношении муниципальных «бюджетов развития» инициатива выглядит конкретнее. Как отмечается в отзыве, сейчас большая часть доходов муниципалитетов уходит на социальные и коммунальные услуги и на зарплаты, а для повышения их доходной базы следует изменить порядок зачисления НДФЛ — основного источника доходов местных бюджетов. Сейчас доходы от налога зачисляются по месту работы, а не по месту жительства, и деньги «утекают» в крупные промышленно-развитые города, куда приезжают на заработки жители малых городов и сел. Чтобы поправить финансовое положение муниципалитетов, в Госдуме также предлагают передать им 1–1,5% ставки налога на прибыль организаций (сейчас 3 из 20% от него идут в федеральный бюджет, а 20% — в региональный), дать всем право вводить курортный и торговый сбор, ввести местные сборы за размещение мусорных полигонов и т.д.

Свой Фонд развития на федеральном уровне уже создало правительство. Он начнет действовать с 2019 года, а средства этого фонда власти направят на 170 проектов в сфере капитального строительства, транспорта, экологии, здравоохранения, образования и т.д. Расходы фонда за шесть лет, с 2019 по 2024 год, превысят 3,5 трлн руб.

Но есть разница между федеральным фондом и «бюджетами развития», которые предлагают создать депутаты на уровне регионов. Фонд развития правительства — это не отдельный бюджетный институт (как, например, резервные фонды правительства и субъектов). «Мы просто дали коды по тем именно объектам, которые относятся к развитию, и присвоили эти коды по мероприятиям», — объяснял первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов.

«Это будет удар по стабильности бюджетной системы», — прокомментировал идею «фондов развития» в регионах директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. Без увеличения доходной базы субъектам придется перераспределять деньги с основных статей расходов, указал он. «Это погубит все остальное. Сейчас регионы расходуют средства в соответствии с приоритетами, и такой подход обеспечивает наиболее стабильное исполнение обязательств. Попытка «застолбить» финансирование за определенными статьями развалит систему», — указал экономист.

Неопределенным остается вопрос источников финансирования «фондов развития», указала эксперт группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. В дорожный фонд идут поступления от акцизов на бензин, транспортного налога и федеральных трансфертов, указала она. «Сложно выделить доходы, которые могли бы целевым образом быть использованы на «бюджет развития». Пожалуй, только доходы от продажи материальных и нематериальных активов», — предположила Анисимова. Доходов региональных бюджетов хватает только на текущие потребности, подчеркнула она, а капитальные расходы, как правило, софинансируются со стороны федерального бюджета — например, программа переселения из аварийного жилья и программа «Безопасные и качественные дороги».

Сокращать текущие расходы в пользу капитальных невозможно, указала эксперт. Найти дополнительные средства сложно, а наращивать долги нельзя — абсолютное большинство регионов по соглашению с Минфином приняли обязательства снижать соотношение долга и собственных доходов.

По мнению Дерюгина, регионам достаточно существующих инструментов развития. «Ничто не мешает региону определить свои приоритеты, принять программу развития и финансировать ее по существующим принципам, и никаких фондов не нужно. Нужно дать регионам дополнительные источники доходов и снять с муниципалитетов часть полномочий, которые на них навешаны», — уверен экономист.




Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Деньги — предельно обобщённая информация о продуктообмене.

Журналисты

Цитата

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его.

Л.Н. Толстой.