» » Мацуев представит в Нью-Йорке концерт из произведений, которые не исполнял десятки лет

Социум

Мацуев представит в Нью-Йорке концерт из произведений, которые не исполнял десятки лет

Среди этих произведений, в частности, те, которые пианист играл на конкурсе Чайковского 20 лет назад

«Каждый раз программа составляется по разным принципам, отражая мое личное отношение к тем или иным произведениям, которое я выношу на сцену — поэтому я никогда не повторяюсь. Мой закон — всегда новая программа, потому что часто на концерты приходят те же слушатели, что и раньше, — пояснил он. — В этом году исполняется ровно 20 лет моей победы на конкурсе Чайковского, и в Нью-Йорке у меня получается своеобразный концерт забытых произведений, которые я не играл тысячу лет».

Новый роман с забытой музыкой

«Откроют концерт вариации Рахманинова на тему Корелли, которые он написал вне родины, в 1930-х годах, и это одно из самых выдающихся произведений композитора для фортепиано эмигрантского периода: совершенно потустороннее, отличается от того, что Рахманинов писал до этого, пропитанное ностальгией, удивительными красками, — рассказал Мацуев. — И у меня с этим произведением мистическая история взаимоотношений, потому что я его выучил ровно десять лет назад, сыграл пару раз и отложил на десять лет». «Кстати, когда Рахманинов написал это произведение и являлся единственным его исполнителем, люди не очень воспринимали эту музыку: кашляли во время концерта, выходили из зала, и ему приходилось сокращать произведение прямо по ходу, считая, что оно не имеет успеха, — напомнил пианист. — Я с этим категорически не согласен, потому что это одно из самых гениальных произведений для соло на фортепиано Рахманинова».

По словам Мацуева, исполнение того или иного произведения на сцене — это апогей развития отношений артиста и музыки, и порой даже если технически произведение готово, то морально его иногда рано представлять публике. «Концерт — это высшая точка, кульминация твоих взаимоотношений с данной музыкой. И если у тебя нет большой любви к произведению, если ты морально не готов играть его на сцене, если, как говорил Рихтер, «вода не начинала закипать», то внутренне понимаешь, что надо отложить, — пояснил пианист. — И вот десять лет спустя я начал опять играть Корелли, так как понял, что именно сейчас могу исполнять вариации с другим восприятием, подходом, и концерт должен это подтвердить».

«В первом отделении буду играть сонату номер 3 Бетховена, с которым у меня в последние три года сложились большие отношения. Вообще в год я учу по три разных сонаты, но именно эту играл очень давно, еще на конкурсе Чайковского, — напомнил он. — Это замечательная соната, посвященная Гайдну, одна из сложнейших и технически, и по характеру, очень масштабное произведение».

Во втором отделении Мацуев представит нью-йоркский дебют — Балладу номер 4 Фредерика Шопена. «Кто-то считает, что у меня нет отношений с Шопеном, я давно не играл его музыку. Но Балладу эту с ее сентиментальностью обожаю — в моем представлении музыка Шопена не такая, как ее привыкли интерпретировать многие пианисты», — отметил он.

«Также будут «Размышления» Чайковского и Седьмая соната Прокофьева — одна из самых играемых моих произведений Прокофьева, которую я тоже представлял на конкурсе Чайковского в 1998 году, — заметил пианист. — Получается такой мост от меня нынешнего к себе 20-летней давности, и надеюсь, что мои интерпретации музыки все же развиваются, так как полезно иногда отложить произведения и прийти к ним вновь. Это напоминает начало нового романа с прежней музыкой».

Магия сцены

По словам Мацуева, в момент, когда он выходит на сцену и прикасается к клавишам рояля, он себе уже не принадлежит, не может следить за тем, как выглядит, что именно будет импровизировать на этапе бисов и какой ответный заряд энергетики получит от слушателей. «Когда я нахожусь на сцене, не могу контролировать, каким образом в данный момент выгляжу — с момента, когда ты делаешь первый шаг на сцене, начинается какая-то магия, и ты сам себе не принадлежишь. То, что получается во время концерта, каждый раз новое, не похожее на другие выступления — вещи незапланированные, — сказал он. — Рихтер говорил: я ненавижу, когда смотрят на меня, на лицо артиста, так как оно выражает мучения, страдания, работу, и это отвлекает».

«Но многие зрители с этим не согласны, так как визуальное восприятие артиста вместе с музыкой и рождает к нему любовь. А я должен рассказать на сцене те мысли, которые написал композитор — через свое сиюминутное озарение передать людям в зале зашифрованный магический текст, код, который есть у каждого произведения», — отметил Мацуев.

Особое отношение сложилось у артиста к музыке, которую он играет уже после заявленной программы концерта — произведения на бис. «Это момент спонтанности, я могу начать мгновенно импровизировать. Часто начинаю общаться с публикой, прошу темы из зала и сиюминутно на них импровизирую. Я это очень люблю, бисы — очень важная история, такое своеобразное третье отделение моих концертов, и я их не повторяю», — рассказал он.

«Когда я сажусь на банкетку в начале бисов, еще не знаю, что именно буду играть — и вдруг получаю какой-то сигнал, что должен исполнять то или это. В Токио у меня был рекорд — я сыграл 13 бисов, — вспоминает музыкант. — Я люблю играть много, публика в Карнеги-холле прекрасная, но бисы я заранее не готовлю, они зависят от того, что будет происходить в зале, какой будет драйв, энергетика».

Иногда Мацуев исполняет на бис собственные произведения, как правило, джазовые. Несмотря на интерес к ним со стороны слушателей, гастролировать с концертами из собственных произведений пианист пока не планирует. «Все наши беды происходят от того, что лезем не в свое дело, — заметил он. — Я не композитор, хотя у меня есть свои темы, которые играю в джазовых композициях. Но думаю, что сейчас точно не время вставлять свои произведения в концерт, хотя, что будет завтра или послезавтра, сказать сложно, это тоже импровизация».

Идеальный зал

Сцена Карнеги-холла для Дениса Мацуева одна из самых любимых. Всего он выступал здесь более 30 раз, с учетом сольных и совместных концертов. «Мое выступление будет записано французским каналом Medici.TV, который потом будет транслировать его на все страны мира. Я этому очень рад, поскольку Карнеги-холл является для меня особо площадкой — кроме его истории, намоленности, традиций, я просто люблю там играть, мне нравится его акустика, атмосфера, я чувствую себя очень комфортно, это идеальный зал для меня по многим показателям, и концерты получаются удачными», — считает он.

На сайте музыкального театра «Карнеги-холл» Дениса Мацуева представляют в эти дни как «виртуоза, выступающего в русских традициях фортепианного искусства, одного из самых выдающихся пианистов своего поколения».




Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Деньги — предельно обобщённая информация о продуктообмене.

последнее

Журналисты

Цитата

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его.

Л.Н. Толстой.